• Aristarkh Chernyshev
  • Art belongs to people. 1994
  • Art belongs to people. 1994
    curated by Aristarkh Chernyshev and Rost Egorov

    public art project

    текст Андрея Ковалева

    Современное искусство как идеологический продукт производится внутри специализированных машин. У нас уже почти наладилась структура галерей, фондов и прочих институций, начавшая потихоньку терроризировать художника, побуждая его к выходу за пределы замкнутого мирка - в жизнь, реальный социум. Так уже самим фактом своего появления эти машины по производству искусства буржуазного типа создают ситуацию, когда художник понемногу овладевает тактикой уличного терроризма, столь необходимой для истинного революционера.
    Проект с крайне оригинальным и свежим названием “Искусство принадлежит народу” (кураторы Ростислав Егоров, Аристарх Чернышев и Ангелина Панова) предусматривал использование рекламных щитов, предоставленных агентством “Акцент медиа Россия”, на которых ни о чем не подозревающей публике были представлены специально подготовленные произведения современных художников. Расположение щитов: Мясницкая, 39; Мясницкая, 43; м.”Красносельская”; м.”Третьяковская”; Васильевский спуск; Трубная площадь; Курский вокзал; Сущевский вал. Ничего нового в затее не было, в прошлогоднем русско-голландском проекте “EXCHANGE-ОБМЕН”, Алексей Шульгин уже использовал рекламный щит для большой фотографии нищих.
    Но нельзя не признать, что площадка для социальной активности была выбрана стратегически правильно. Реклама на семантических полях новой России заняла освободившееся место агитпропа, хотя наглядная агитация и монументальная пропаганда последних десятилетий соввласти наглядно демонстрировала разложившуюся и окончательно автоматизированную форму в зоне полного неразличения. Специфическое качество современной рекламы в России заключается в том, что она еще никак не станет автоматизированным приемом, возбуждая живые человеческие чувства подобно агитпропу времен бури и натиска. В плане житейском нашим художникам неизбежно придется сменить тогу элитарного отчуждения и вступить в воды рекламного оформительского бизнеса, привыкнув к реальному очуждению в процессе символического обмена.
    В каталоге проекта, в качестве основной задачи, была заявлена “экспроприация новых территорий искусства”, что подозрительно смахивает на ассимиляцию подвигов революционной группы “ЭТИ” (т.е. “Экспроприация территорий искусства”) под руководством т.Осмоловского. Но ранние революционеры производили свои провокационные и террористические акции без предварительного уговора с представителями эксплуататорских классов. Так что наступил новый этап революционного движения: прежнее мелкое хулиганство ушло в прошлое, и здоровый революционный цинизм допускает теперь стратегическое сотрудничество с механизмами буржуазного подавления.
    Только внедрившись, подобно компьютерному вирусу, в каналы массовой коммуникации, современный художник может исполниться высоким пафосом разрушения. В таком контексте даже чисто формалистические изыски могут выступать в качестве акций прикрытия, деморализующих и дезориентирующих противника. Например, таблица для проверки зрения, выставленная Александром Сигутиным в целях утверждения положительных ценностей или мантра Авалокитешвары (Святослав Пономарев и Михаил Черепанов), явленная вблизи Курского вокзала. Выдох кармы, “ом мани падме хум” на рекламном щите, несомненно, “заставит полюбить современное искусство с той же силой, с какой в недавние времена народ встречал куриные окорочка и водку “Распутин” (из пресс-релиза). Кстати сказать, большая часть рекламной продукции носит совершенно абсурдистский и дезориентирующий характер.
    Но нас более всего интересует прямое политическое действие, которым отличились даже метафизический Д.С.Пригов со слезой, начертанной поверх страницы из газеты “Сегодня”, и нежнейший Александр Петлюра, создавший большую постановочную фотокомпозицию на темы картин народного художника Ильи Глазунова. Но волю к истинному политическому терроризму и провокации проявили только классики жанра - Константин Звездочетов да Олег Кулик. Представ перед благодарными прохожими в виде Льва Давыдовича Троцкого и Адольфа Шикльгрубера с арбузом в руках, Звездочетов сделал весьма неутешительное заявление (“Я не апостол нации”), свидетельствующее о пораженческих настроениях. Кулик, напротив, выставил непосредственно на Васильевском спуске предвыборный плакат со своим мудрым и демоническим ликом, украшенным моисеевскими сияющими рожками. Обернувшись животным, даже богом животных, Кулик занят выдвижением своей озверенной персоны в президенты от партии животных. Как всегда, он был подвергнут совершенно небывалому успеху, но его высокий этический пафос был понят неправильно, и незабываемый лик защитника и адвоката фауны, принятого за мелкого беса, безжалостно замазали черной краской. Ответственность за эту акцию взяла на себя группа художников-бюрократов из московского правительства.
    Другую уличную акцию, состоявшуюся практически параллельно, отличала сугубая контрреволюционность замысла при достаточной продвинутости и радикальности воплощения. Акция “Свобода выбора”, организованная Александром Маслаевым на Патриарших прудах, была посвящена массовому бегству морских ренегатов с революционной Кубы. Непонятно, какой смысл воспроизводить трусливые и самонадеянные побеги отщепенцев, одурманенных империалистической и мондиалистской американской пропагандой? Истинное революционное творчество - в героическом рейсе шхуны “Гранма”, взятии казарм Монкады, в образе великого комманданте Че, вечного учителя настоящего художника. Но, как ни странно, даже при таком фатальном разоружении перед лицом сил империалистической экспансии некоторым участникам удалось проявить волю к революционному творчеству. Тот же самый Кулик совершил свой очередной бессмысленный подвиг, бросившись обнаженным в ледяную воду, хотя, конечно, плыть ему следовало в противоположном направлении, от павильончика с колоннами, символизирующего Белый дом. Художник Павел Брежнев, водрузившись на тарелку фирмы “Кросна”, весь опутанный по обычаю проводами и микрофонами, старательно пытался произвести физическую волну в виртуальном пространстве, а Людмила Горлова меланхолически тащила за собой вокруг прудика связку кукол. В это время группа мракобесов и смертолюбов под руководством Сергея Кускова и под гром барабанов Пономарева на том, вражеском берегу, занималась подозрительными манипуляциями с какими-то горящими мумиями.
    Вот и вся наша уличная деятельность и политический терроризм на данный момент.
    Андрей Ковалев